|
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Что же такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект - это ментальная способность, которая объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя, а также научиться управлять своими эмоциями в трудных ситуациях. На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, эмоциональный интеллект включает в себя: самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивация, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта: 1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения. 2 Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение. 3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно: • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”; • способностью сознательно влиять на свои эмоции; • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом: • комфортная организация режимных моментов; • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.); • игротерапия (игры на концентрацию внимания, наблюдательности, на снятие эмоционального напряжения, дидактические, сюжетно-ролевые игры) • арттерапия (рисование, ритмопластика, танец); • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия; • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика); • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка; • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ; *использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.). Дети с развитым эмоциональным интеллектом: 1. Отличаются более высокой самооценкой. 2. Уверены в себе. 3.Быстро адаптируются к новым обстоятельствам. 4.Готовы следовать принятым правилам поведения в обществе и при этом имеют собственное мнение, которое готовы защищать. 5.Много читают и учатся с интересом. 6.Быстрее устанавливают контакт со сверстниками и со взрослыми людьми. 7.Умеют разрешать конфликты и находят выход из сложных ситуаций. Техники развития EQ для взрослых и детей • Эмоциональный фотоальбом – путешествие Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин — гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». И поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.
Хочу поделиться своим опытом работы. В работе с детьми 5 и старше лет применяю методику комплексного развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков», которая разработана отечественными специалистами под руководством психолога и эксперта Виктории Шиманской.
| |
|
| |
| Просмотров: 1500 | |
| Всего комментариев: 0 | |









