Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект - это ментальная способность, которая объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя, а также научиться управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.

             На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию).

Таким образом, эмоциональный интеллект включает в себя:

самосознание,

контроль импульсивности,

уверенность,

самомотивация,

оптимизм,

коммуникативные навыки,

умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2 Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

            Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

• способностью сознательно влиять на свои эмоции;

• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

• комфортная организация режимных моментов;

• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.);

• игротерапия (игры на концентрацию внимания, наблюдательности, на снятие эмоционального напряжения, дидактические, сюжетно-ролевые игры)

• арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);

• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

• телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;

• задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;

*использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.).

Дети с развитым эмоциональным интеллектом:

1. Отличаются более высокой самооценкой.

2. Уверены в себе.

3.Быстро адаптируются к новым обстоятельствам.

4.Готовы следовать принятым правилам поведения в обществе и при этом имеют собственное мнение, которое готовы защищать.

5.Много читают и учатся с интересом.

6.Быстрее устанавливают контакт со сверстниками и со взрослыми людьми.

7.Умеют разрешать конфликты и находят выход из сложных ситуаций.

Техники развития EQ для взрослых и детей

     • Коробочка эмоций 

     • Мешочек счастья 

     • Что я чувствую сегодня 

     • Эмоциональный фотоальбом – путешествие 

     • Эмоции в красках 

     • Компас эмоций 

  • Экран настроения 
  • Эмоциональный термометр 
  • Дневник эмоций 

      Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин — гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых.

На сегодняшний день убедительно доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». И поэтому начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.

 

     Хочу поделиться своим опытом работы. В работе с детьми 5 и старше лет применяю методику комплексного развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков», которая разработана отечественными специалистами под руководством психолога и эксперта Виктории Шиманской.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yacadykova (06.03.2019)
Просмотров: 1500 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar