Технология картирования

            В наше время компьютерных технологий на детей обрушиваются потоки информации. Первоочередная задача педагога помочь детям увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Нужно не просто научить ребёнка думать, но еще и творить самому. Одним из эффективных методов развития мышления, коммуникативных навыков и творческих способностей детей является использование интеллектуальных карт.

    Технология картирования позволяет наглядно отобразить имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире на одной плоскости.

     Коллектив педагогов нашего ДОУ разработал систему работы по использованию технологии картирования в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Основная идея которой - это желание раскрыть перед детьми в учебном процессе окружающий мир в разных взаимосвязях, мотивировать продуктивную детскую деятельность. Карту мы используем как вариант формы организации и итогового оформления проектной деятельности.

           Ребенок дошкольного возраста затрудняется в построении собственных суждений об объекте, часто опираясь не на собственный опыт, а на рассуждения взрослых. Так если окружающие его взрослые задают ребенку вопрос, то он неосмысленно копирует их же ответы. Что не является его личным субъективным мнением об интересующем объекте.        

 

          Картирование – это не только уникальный, но и самый простой метод запоминания информации, доступный маленькому ребёнку. Эту систему мы попробовали апробировать на базе средней и старшей групп. И она дала хорошие результаты: дети сами выбирали интересующие их темы для создания карт: времена года, живая и неживая природа, мамы разные нужны, наша страна Россия и др. Ребята с удовольствием включались в деятельность, повысилась их познавательная активность и творческий потенциал.

       В процессе работы над картой дети лучше узнавали возможности друг друга: у Веры хорошо получались рисунки, а Дима аккуратно вырезал картинки.

Дети учились аргументировать свой выбор: Саша предложил дополнить карту «Живая природа» гнездом, потому что его сделали птицы. А птицы живут в природе.

     Если на начальном этапе обучения детей картированию умение работать в команде было неразвито: ребята отнимали картинки друг у друга, ссорились, то после серии занятий у детей повысилась ответственность за совместную работу, появилось желание помогать другому: Доминика предложила Ксюше дорисовать рыбку к домашним животным, у неё дома в аквариуме живут рыбки. Работая над картой, дошкольники получали конечный результат, который они сделали своими руками.

       Картой можно пользоваться в группе, дополнять по мере накопления у детей новых знаний и даже исправлять, если заметили ошибку: зимой у лисы, волка и зайца на лапках вырастает подшерсток, так как они бегают по снегу. А у медведя нет, потому что зимой он спит в берлоге. Когда карты вывешивались в раздевалке группы, обращая внимание родителей, давая повод для размышлений родителей с детьми, дальнейших совместных поисковых действий: Тимур на следующий день придя в группу, сказал, что капуста бывает краснокочанная. Он видел такую с папой в магазине. Интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать и отметить на карте звездочками, то, что они уже узнали.

              Ребята отмечают свои имена на карте, что свидетельствует о том, кто из детей был самым активным, инициативным. На этапе рефлексии интеллект карта помогала определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были поставлены ранее: что я могу?, где я могу применить свои знания?, что надо еще успеть сделать и чему научиться? Правила составления карты: Карта обязательно должна иметь название. В названии карты отражается цель поисковой деятельности. (Дикие животные – выявить группу животных, которые живут в дикой природе).

      При составление карты в правом нижнем углу оставляют место для прямоугольника условных обозначений (круг – круглое). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять. В центре листа главная идея, которую изучает ребёнок (профессии, дикие животные), т.е. ключевой идеей является тема, а ветки – его содержание, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Модель трех вопросов обозначается разными цветами. С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы.    

       Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Карты дети дополняют различными рисунками и собственными символами.

     Стрелочками показываются связи между понятиями. Разумеется, педагог сам предварительно составляет карту по теме занятия, затем в ходе исследовательской беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Например: Интеллект - карта с ключевой идеей «Фрукты». Это и есть тема проекта. Главные ветки, т. е. ключевые слова: «Яблоко», «Апельсин», «Банан», «Груша», соединены с центральной идеей. Рассмотрим ключевое слово «Яблоко». От главной ветки нарисованные синим цветом, ветки обозначают, что дети знают; красным, что хотят узнать, зеленым, как узнать.

          Синим цветом дети отметили, что яблоко круглое, бывает красным, зеленым, из него готовят сок, сок готовят на заводе, красная ветка обозначает, что дети хотят узнать, например: «Как приготовить яблочный пирог?». Как узнать? зафиксировано на зеленых ветках т. е. спросить у мамы рецепт, следующая ветка заполняется ответами детей, которые они спросили у мамы.

 

Технология картирования имеются свои положительные стороны:

  1. Карта наглядно показывает идею, с разных сторон. Она становится четкой, её можно рассмотреть на плоскости.
  2. Она привлекательна для ребёнка. Хорошая карта легко прочитывается любым другим ребёнком. Она ему понятна и интересна.

     3.Карта легко запоминается. Благодаря работе обоих полушарий мозга,                            использованию образов и цвета она легко запоминается дошкольниками.

  1. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям.
  2. Карту можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти дошкольника. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллекткарты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту.  То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы.

Примеры тем интеллектуального картирования:

 

/п

тема

цель

срок проведения

примеча

ние

 

Все любят цирк

 

Познакомить детей цирковой с атрибутикой, артистами цирка. Обогащать словарный запас по теме, учить детей рассуждать.

январь

 

 

Наша родина Россия

 

Подвести к пониманию символики России (флаг, герб, гимн), значения большой и малой родины для человека.

февраль

 

 

Мамы разные важны

 

Систематизировать знания детей по теме: «Профессии». Учить детей последовательно излагать свои мысли, комментировать,

сопровождать свои действия речью.

март

 

 

Какие

краски у

весны

Конкретизировать представления детей по теме: «Весна» (погодные условия, природа: лес, животные, птицы). Формировать умение отвечать на вопросы распространенно.

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопаснос ть на природе

 

Обобщить знания о безопасных способах поведения на природе: в лесу и на воде. Развитие связной речи

май

 

 

 

             По теме в зависимости от цели подбираются как прилагательные (жёлтый, спелый, гладкий и т.д.), так и глаголы (растёт, летает, катится и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как мячик? - тарелка, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Шарик, огонь, цветок– Шарик красный, как яблоко), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Заяц умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а заяц бегать. Кошка домашнее животное, потому что живёт рядом с человеком.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе карты по лексической теме.

 

Конспект проведения НОД на основе использования технологии картирования по теме «Мамы разные важны»:

 

Подготовительный этап

1

.

Анонсирование событий

 

Рассматривание альбома с иллюстрациями «Профессии».

Открытая «самозапись» потенциальных участников (использование разноцветных кружочков):

- красный цвет – с/р игра «Салон красоты», с\р

«Семья»

- зеленый цвет – оставление карты (кнопка «Включение»)

 

 

 

- жёлтый цвет – пока не определился

2

Подготовк а среды

«Включение» образовательного запроса участников, стимулы к выдвижению собственных идей

(Просмотр отрывка из мультфильма «Зима в простоквашино», где мама дяди Федора выступает по телевизору и поёт песенку.

Организация пространства

Подготовка материалов (компьютер, бумага, маркеры, карточки, фотографии и т.п.)

Основной этап

3

Общий

круг

Дети заявляют о своем интересе «Я взял зеленый кружочек, потому что хочу составлять карту, так как…)

4

Зелёная кнопка

«Включение»

Это может быть - картинка, видео ролик, фрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино», музыкальное произведение и т.д.

Рефлексия: мысли, чувства, предположения, вопросы, открытия…

5

Выдвижен

ие идей

  1. Участники образовательной деятельности получают индивидуальное задание. Допускается и приветствуется оформление идей в любом виде: вопрос, проблема, схема, описание и т.д.
  2. Афиширование: идеи вывешиваются для общего обозрения и ознакомления.
  3. Педагог зачитывает предложения, задает вопросы на уточнение, организует полемику.

Примечание: зачастую у некоторых ребят происходит переосмысление события.

7

Работа в группах

Участники образовательной деятельности работают в группах.

Примечание: ребенок может воплощать идею самостоятельно или становится членом другой группы.

8

Афиширов ание результатов работы

Карты вывешиваются, каждый ребёнок рассказывает о продукте своей деятельности

 

9

групп

 

 

Заключительный этап

10

Рефлексия

В общем кругу каждый участник должен отозваться о собственном участии в образовательной деятельности, а для этого - закончить предполагаемые фразы: «Я узнал новое ….», «Я нашел ответ на мой вопрос…», « Мне было интересно делать…», «Я почувствовал, что могу…»

          Предварительно ребятам было дано задание: узнать, кем работают их мамы. Многие дети принесли фотографии «Мама на работе». Дети просмотрев отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино», обращают внимание на альбом с фотографиями своих мам. В процессе диалога со сверстниками и воспитателем приходим к решению составить интеллект-карту по теме: «Профессии».

        На столе подготовлены листы ватмана, маркеры, картинки, клейкарандаш. Собралась группа участников - 7 ребят, которые захотели работать коллективно вместе, а Саша П. захотел сам составить карту про свою маму. Детям даётся время для выполнения творческого задания. После чего итоговая коллективная работа презентуется. Каждый участник группы рассказывает о продукте своей деятельности. Доминика У.: «Я выбрала компьютер, моя мама работает экономистом». Малика С.: «Моя мама работает в Пицца Ник», я приклеила плиту». Саша П.: «Мама лечит людей, делает уколы, даёт лекарства. Она работает медсестрой в больнице».

         Составленные карты вывешиваются в групповом помещении на время работы над закреплением и уточнением пройденного материала. Впоследствии предлагается вниманию родителей группы. Такая мыслительная карта позволяет распределить известную информацию в детском представлении. Педагогам и взрослым понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны детских представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки), какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена. 

 

     Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать, проецировать на себя или в отношении себя. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира, самого себя и является подготовительным этапом для составления личностно-ресурсной карты в старшем дошкольном возрасте.

 

Приложение

Конспект НОД «В гости к нам зима пришла…» средняя группа

Конспект «Скоро праздник Новый год» средняя группа

Конспект «Осень, осень в гости просим».старшая группа

Конспект «В гостях у сказки» средняя группа

 

Категория: Мои статьи | Добавил: yacadykova (06.03.2019)
Просмотров: 419 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar