В наше время компьютерных технологий на детей обрушиваются потоки информации. Первоочередная задача педагога помочь детям увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Нужно не просто научить ребёнка думать, но еще и творить самому. Одним из эффективных методов развития мышления, коммуникативных навыков и творческих способностей детей является использование интеллектуальных карт. Технология картирования позволяет наглядно отобразить имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире на одной плоскости. Коллектив педагогов нашего ДОУ разработал систему работы по использованию технологии картирования в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Основная идея которой - это желание раскрыть перед детьми в учебном процессе окружающий мир в разных взаимосвязях, мотивировать продуктивную детскую деятельность. Карту мы используем как вариант формы организации и итогового оформления проектной деятельности. Ребенок дошкольного возраста затрудняется в построении собственных суждений об объекте, часто опираясь не на собственный опыт, а на рассуждения взрослых. Так если окружающие его взрослые задают ребенку вопрос, то он неосмысленно копирует их же ответы. Что не является его личным субъективным мнением об интересующем объекте.
Картирование – это не только уникальный, но и самый простой метод запоминания информации, доступный маленькому ребёнку. Эту систему мы попробовали апробировать на базе средней и старшей групп. И она дала хорошие результаты: дети сами выбирали интересующие их темы для создания карт: времена года, живая и неживая природа, мамы разные нужны, наша страна Россия и др. Ребята с удовольствием включались в деятельность, повысилась их познавательная активность и творческий потенциал. В процессе работы над картой дети лучше узнавали возможности друг друга: у Веры хорошо получались рисунки, а Дима аккуратно вырезал картинки. Дети учились аргументировать свой выбор: Саша предложил дополнить карту «Живая природа» гнездом, потому что его сделали птицы. А птицы живут в природе. Если на начальном этапе обучения детей картированию умение работать в команде было неразвито: ребята отнимали картинки друг у друга, ссорились, то после серии занятий у детей повысилась ответственность за совместную работу, появилось желание помогать другому: Доминика предложила Ксюше дорисовать рыбку к домашним животным, у неё дома в аквариуме живут рыбки. Работая над картой, дошкольники получали конечный результат, который они сделали своими руками. Картой можно пользоваться в группе, дополнять по мере накопления у детей новых знаний и даже исправлять, если заметили ошибку: зимой у лисы, волка и зайца на лапках вырастает подшерсток, так как они бегают по снегу. А у медведя нет, потому что зимой он спит в берлоге. Когда карты вывешивались в раздевалке группы, обращая внимание родителей, давая повод для размышлений родителей с детьми, дальнейших совместных поисковых действий: Тимур на следующий день придя в группу, сказал, что капуста бывает краснокочанная. Он видел такую с папой в магазине. Интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать и отметить на карте звездочками, то, что они уже узнали. Ребята отмечают свои имена на карте, что свидетельствует о том, кто из детей был самым активным, инициативным. На этапе рефлексии интеллект карта помогала определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были поставлены ранее: что я могу?, где я могу применить свои знания?, что надо еще успеть сделать и чему научиться? Правила составления карты: Карта обязательно должна иметь название. В названии карты отражается цель поисковой деятельности. (Дикие животные – выявить группу животных, которые живут в дикой природе). При составление карты в правом нижнем углу оставляют место для прямоугольника условных обозначений (круг – круглое). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять. В центре листа главная идея, которую изучает ребёнок (профессии, дикие животные), т.е. ключевой идеей является тема, а ветки – его содержание, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Модель трех вопросов обозначается разными цветами. С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы.
Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Карты дети дополняют различными рисунками и собственными символами. Стрелочками показываются связи между понятиями. Разумеется, педагог сам предварительно составляет карту по теме занятия, затем в ходе исследовательской беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Например: Интеллект - карта с ключевой идеей «Фрукты». Это и есть тема проекта. Главные ветки, т. е. ключевые слова: «Яблоко», «Апельсин», «Банан», «Груша», соединены с центральной идеей. Рассмотрим ключевое слово «Яблоко». От главной ветки нарисованные синим цветом, ветки обозначают, что дети знают; красным, что хотят узнать, зеленым, как узнать.
Синим цветом дети отметили, что яблоко круглое, бывает красным, зеленым, из него готовят сок, сок готовят на заводе, красная ветка обозначает, что дети хотят узнать, например: «Как приготовить яблочный пирог?». Как узнать? зафиксировано на зеленых ветках т. е. спросить у мамы рецепт, следующая ветка заполняется ответами детей, которые они спросили у мамы.
Технология картирования имеются свои положительные стороны:
3.Карта легко запоминается. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета она легко запоминается дошкольниками.
Примеры тем интеллектуального картирования:
По теме в зависимости от цели подбираются как прилагательные (жёлтый, спелый, гладкий и т.д.), так и глаголы (растёт, летает, катится и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как мячик? - тарелка, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Шарик, огонь, цветок– Шарик красный, как яблоко), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Заяц умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а заяц бегать. Кошка домашнее животное, потому что живёт рядом с человеком.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе карты по лексической теме.
Конспект проведения НОД на основе использования технологии картирования по теме «Мамы разные важны»:
Предварительно ребятам было дано задание: узнать, кем работают их мамы. Многие дети принесли фотографии «Мама на работе». Дети просмотрев отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино», обращают внимание на альбом с фотографиями своих мам. В процессе диалога со сверстниками и воспитателем приходим к решению составить интеллект-карту по теме: «Профессии». На столе подготовлены листы ватмана, маркеры, картинки, клейкарандаш. Собралась группа участников - 7 ребят, которые захотели работать коллективно вместе, а Саша П. захотел сам составить карту про свою маму. Детям даётся время для выполнения творческого задания. После чего итоговая коллективная работа презентуется. Каждый участник группы рассказывает о продукте своей деятельности. Доминика У.: «Я выбрала компьютер, моя мама работает экономистом». Малика С.: «Моя мама работает в Пицца Ник», я приклеила плиту». Саша П.: «Мама лечит людей, делает уколы, даёт лекарства. Она работает медсестрой в больнице». Составленные карты вывешиваются в групповом помещении на время работы над закреплением и уточнением пройденного материала. Впоследствии предлагается вниманию родителей группы. Такая мыслительная карта позволяет распределить известную информацию в детском представлении. Педагогам и взрослым понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны детских представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки), какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.
Я считаю, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать, проецировать на себя или в отношении себя. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира, самого себя и является подготовительным этапом для составления личностно-ресурсной карты в старшем дошкольном возрасте.
Приложение Конспект НОД «В гости к нам зима пришла…» средняя группа Конспект «Скоро праздник Новый год» средняя группа Конспект «Осень, осень в гости просим».старшая группа Конспект «В гостях у сказки» средняя группа
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Просмотров: 419 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Всего комментариев: 0 | |





